Многие родители, особенно мамы , уже не раз слышали о методике М. Монтессори, при которой ребенок сам для себя выбирает вид занятия и его темп, а взрослые лишь наблюдают за процессом и вмешиваются только при крайней необходимости. Польза таких совместных занятий с детьми огромна. Дети учатся быть самостоятельными, принимать решения , прислушиваться к себе , брать ответственность за свои действия , а это приносить радость в каждую семью.
А знаете ли в ?,что дети проходят шесть стадий сензитивного развития:
1.Развитие речи (от 0 до 6 лет)
2.Сенсорное развитие ( от 0 до 5,5 лет)
3.Восприятие и установление порядка ( от 0 до 3 лет)
4.Освоение мелких предметов ( от 1,5 до 5,5 )
5.Освоение движений и действий ( от 1года до 4 лет)
6.Развитие социальных навыков ( от 2,5 до 6 лет)
И очень важно , чтобы ребенок успел получить все необходимые навыки в каждый период развития , поскольку от этого напрямую зависит его дальнейшая жизнь : характер , поведения и способности.
Для того , чтобы развитие пошло правильно , нужно создать среду для ребенка. Среда должно быть подготовлено в соответствии с физическими возможностями ребенка на каждом этапе сензитивного развития. Только в этом случае ребенок сможет научиться всему необходимому и стать независимым.
Если у вас не один ребенок , а двое или быть может больше , это еще лучше , так как методика Монтессори , говорит, о том , что если ребенок развивается со старшими детьми, он берет с них пример , а если с младшими то учится заботиться о них. И еще что немало важно , это поведение самого взрослого , который должен наблюдать а не участвовать в процессе. Если вы видите , что у ребенка ,что то не получается с первого раза , не надо бежать и помогать ему, дайте ему возможность доделать все самостоятельно.
Главное правило метода Марии Монтессори : « Помоги мне сделать это самому !»
Создайте условия дома .
-Зона повседневной жизни , в которой ему будет доступно все , что нужно ежедневно: вешалки для вещей, полотенце , зубная паста , также дети особенно любят, переливание воды , пересыпание различных круп, уход за своей обувью и одеждой. Главное , чтоб все предметы лежали так, чтоб их было удобно брать.
-Зона сенсорного развития , в которых ребенка будут ждать разные по форме ,содержанию , запаху , структуре предметы. Это могут быть кубики, цилиндры, разные ткани.
-Зона языкового развития , в которой могут быть яркие книги , кубики с буквами, карандаши , бумага , вырезанные из плотной бумаги цифры и буквы.
-Зона творчества , в которой ребенка будут ждать краски , пластилин , цветные карандаши , бумага и все, все , что нужно для детского творчества.
-Зона естествознание , сюда нужно поместить все , что расскажет ребенку о внешнем мире : фигуры и картинки животных, цветы , разные жидкости.
-Зона активности , которой может стать детский спортивный уголок.
Все эти зоны не занимают много места, не мешают обычной жизни.
12 - заповедей Марии Монтессори при работе с детьми
- Детей учит то, что их окружает.
- Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.
- Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
- Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
- Если с ребенком честны – он учится справедливости.
- Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким.
- Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
- Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
- Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
- Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.