Научить слушать и слышать. Развивать координацию «Глаз - рука»
- Сделайте трубку длиной 15-20см. и диам. 4-5 см. С одного конца необходимо заклеить трубку бумажным кружочком.
Возьмите мелкие предметы (пуговицы, бусинки, фасоль, монеты и т.д.). Бросая по одной вещи в трубку, обратите внимание малыша на то, что звуки получаются разные, - пусть прислушивается.
Дайте возможность ему, самому, бросить эти предметы в трубку.
Постучите трубкой по столу, по подушке, по руке: «Слышишь, звучит вот так? А теперь совсем по - другому».
Если сделаете несколько трубок разного размера, убедитесь, что звуки в них будут разные.
- Поговорите с ребенком через полую трубку (можно свернуть трубочкой лист бумаги, газету, журнал). Скажите сами что-нибудь, затем ребенок захочет что - то сказать вам в ответ. Какие разные голоса!
- Меняйте свой голос, и пусть малыш попробует вам подражать.
- На прогулке, увидев широкую бетонную трубу, залезайте в нее и послушайте хорошее эхо. Поиграйте голосами и звуками!
- Две баночки наполните мелкими предметами в разном количестве вместе с ребенком (следите за тем, чтобы эти предметы ребенок не засунул в рот, в ухо) и потрясите их. Дайте возможность ребенку самому потрясти и послушать звук. Постепенно он научится улавливать различие в звучании двух баночек.
- Запишите на сотовый телефон голоса взрослых, которые общаются с вашим ребенком (папа, мама, баба, деда, брат, сестра). Затем включите и спросите «Кто это?», «Чей это голос?».
Двигаемся под музыку
- Веселая, живая музыка. Покажите ребенку, как вы двигаетесь. Можете взять его на руки и двигаться вместе.
- Спокойная, медленная музыка. Покружитесь неспешно, поводя руками. Можно это сделать вместе с ребенком.
- Включите музыку, когда ребенок один и понаблюдайте за ним. Скоро он будет воспроизводить запомнившиеся движения.
- Постепенно выдумывайте новые движения и побуждайте ребенка повторять. И непременно повторяйте все движения ребенка.
Развитие тактильных ощущений.
- Гладкая, шероховатая, мягкая, шершавая. Давайте возможность ребенку ощупывать разные поверхности, при этом словесно сопровождайте, что это гладкое, а это шероховатое, это мягкое, а это шершавое.
- Поиграть можно со скользким или вязким. Вылейте на поднос несколько ложечек кефира, ложку сметаны густой, кукурузные хлопья и пусть ребенок перемешает их, повеселится. Это развивает тактильные ощущения. А если ребенок не тянет ничего в рот, то можно добавить песок, фасоль.
Развитие речи
- Когда кормите ребенка, положите на тарелку еды заметно меньше, чем обычно. Он все съест, и вы спросите, хочет ли он ещё. Давая ему добавку, обязательно скажите, что вы даете еще. «Вот еще яблоко». Когда ребенок съест все, скажите, что еды «Больше нет».
- Когда он выпьет жидкость из чашки, скажите «Все. Больше нет». Задавайте вопросы типа « Где твое молоко?»
- Изучайте жесты «Ещё» и «Больше нет». Раскрытая протянутая ладонь – ЕЩЁ, разведенные в стороны руки – «БОЛШЕ НЕТ».
Узнаем по запаху
- Возьмите две баночки и флаконы с различным содержимым – это может быть ванилин, духи, шампунь, лимон, кофе (то, что безопасно для ребенка и имеющее сильный запах). Пусть ребенок откроет флакон, поднесет к носу и понюхает. Поговорите с ним о запахах – о тех, которые ему нравятся, и о тех, которые не нравятся. Но вначале вы сами должны ему показать, как надо нюхать, а он повторит.
- В одинаковые баночки положите что нибудь пахучее: в одну – лепестки смородины, в другую – хвою, в третью – полынь, в четвертую – молотый кофе и т.д. Пусть он все это понюхает, а потом устройте игру: малыш, закрыв глаза, нюхает две разные баночки и отвечает вам, одинаково они пахнут или нет.
- Показывайте, как вы нюхаете его волосы после мытья шампунем, мыло, которым вы его моете и т.д., но при этом покажите преувеличенно, что вам это приятно.
- Дайте ребенку понюхать продукты, которые есть на кухне (лук, чеснок, лимоны, чай, кофе).