Предметы перемещаются.
- Дайте ребенку прозрачную бутылку и покажите, как опустить в нее маленькую игрушку. Горлышко должно быть настолько мало, чтобы ребенок, если он захочет достать игрушку, не мог просунуть внутрь руку. Покажите ему, как надо перевернуть бутылку, чтобы игрушка сама вывалилась. Пусть он попробует сам проделать это. Если необходимо, покажите еще раз, а затем направляйте его руку. В бутылку надо опускать то, что ребенку хочется достать.
- А теперь возьмите непрозрачный сосуд. Загляните в него, скажите: «Посмотри – ка, что там!» - и дайте заглянуть внутрь и ребенку. Пусть попробует достать то, что там лежит. Берите емкости разного объема (пластиковые флаконы из под шампуня, бутылочки от лекарств) и кладите в них различные предметы, которые ребенок пытался бы извлечь (изюм, печенье, песок).
- Когда купаете малыша, дайте ему возможность выливать из какой-нибудь емкости воду в мыльницу.
- Познакомьте малыша с движущимися игрушками. Покажите и объясните, что вы делаете и что происходит с игрушкой: «Я завожу машинку. Теперь машинка поехала. Ну, машинка, вперед!». Сначала ребенок следит за вашими действиями и движениями машинки. Потом пусть попробует сам завести машинку.
Один за другим
- Поставьте перед ребенком пластиковое ведерко или коробку. Рядом положите мелкие игрушки и скажите «Положи их все туда. Сначала один, потом другой и еще один». Так он познакомится со словами «все», «еще» и «другой», хотя еще не будет их понимать. Покажите ему, как положить внутрь все предметы, как их достать оттуда и снова положить, придерживаясь принципа «по одному». Постарайтесь превратить это занятие в игру: можно, скажем, опускать предметы с разной высоты.
- В прозрачную пластиковую емкость малыш опускает один за другим мелкие предметы (прищепки для белья, пуговицы, фишки). Пусть он потрясет эту емкость, чтобы послушать, какие звуки издают разные предметы и как они колотятся о стенки.
- Длинные предметы (ложка, бусы, нанизанные на нитку, карандаш) нужно научиться опускать в бутылки с узким горлышком.
- Видоизменяйте задание, беря две емкости, чтобы ребенок поочередно клал имеющиеся предметы то в одну, то в другую емкость. Покажите, как это сделать. Поясняйте: «Вот у нас два кувшина, которые надо наполнить. Можно положить несколько предметов в один, а несколько – в другой». Пока не надо, чтобы он различал предметы или их систематизировал.
- Указанные выше задания помогают ребенку научиться класть предметы точно в конкретное место. Когда ваш ребенок научится выполнять некоторые, если не все, из этих заданий, он будет готов к тому, чтобы начать класть предметы в определенные места. Начните с очень простой доски с одной вырезанной формой – кругом. На глазах у ребенка выньте круг и дайте малышу. Прежде чем давать какие либо указания, посмотрите куда положит ребёнок форму: рядом или в него. Если надо, помогите ребенку. Покажите несколько раз. Хвалите его.